
На человека, севшего за просмотр художественного фильма «Адмираль», поначалу страшно смотреть. Едва скрывается с экрана стилизованное название, оттуда начинает плескать соленая морская вода – на всех парах идет постановщик мин, которым командует Константин Хабенский. За судном увязывается немецкий крейсер, Хабенский в низко надвинутой фуражке бродит по палубе и угрозливо что-то рявкает. А вокруг валятся раненые, жалобно скулят только что убитые, на корабль стремительным домкратом рушатся девятые валы художника Айвазовского. Откуда-то летят меткие пули и мигом убивают неубитых до сих пор матросов.
Хабенский, однако, знает выход, он выстраивает остаточную команду на палубе, открывает молитвенник и громко и с чувством молится. И о чудо – вражеское судно подрывается на русской мине! Слава, слава Георгию Победо- и Миноносцу!
По мере продолжения картины, зритель узнает, что этот носатый капитан с лицом актера Хабенского – адмирал Александр Колчак. Колчак, колчак… - тужится в муках нерожденного знания молодой идиот – кто это такой, напрочь непонятно. Эрудированное сознание рождает только бессмертное «я на колчаковских фронтах ранен!» В общем, дело ясное, это явно герой войны. Какой войны… а ну этой… первой. Мировой войны, короче.
Впрочем, война режиссера фильма более не занимает, тем более, что у главного героя в жизни возникает испытание похлеще – этот угрюмый лысый сорокалетний мужик влюбляется в двадцатилетнюю Анну Тимиреву, жену своего сослуживца, офицера и приятеля.
Свой роман влюбленные, впрочем, и не скрывают. А колчакова жена и тимиревский муж скрежещут зубами, но в силу неисправимой интеллигентности сделать ничего не хотят и вообще – к чему?
В мире тем временем идет вовсю Первая Мировая. Героический капитан даже еще один раз выходит в море, чтобы оттуда вволю пострелять по немецким береговым батареям. Стреляет он метко, нерожденные еще компьютерные аниматоры неплохо рисуют разлетающиеся вдребезги пушечки сумрачного германского гения.
За героическое геройство адмирал удостаивается аудиенции у императора Николая 2, тот дарит ему иконку и назначает главнокомандующим Черноморским Флотом. А сам вообще какой-то усталый – недосып. Плюс чудесный старец Распутин вовсю пользует императрицу и уже задумчиво поглядывает на царевича Алексия.
Вокруг Колчака тоже кипят страсти – трусливый мерзавец муж, у которого адмирал уводит жену то и дело устраивает истерики с соплями «я уйду – я не уйду», молодой подпоручик неясной ориентации ужом вьется вокруг, а по Сибири, никому пока неизвестный, в волосатой папахе и бурке с кровавым подбоем гарцует на коне Сергей Безруков в роли генерала Каппеля. В Чехословакии чистят ружья чехословаки, во Франции грузятся в вагоны французы, Америка и Англия тоже не против прогуляться по России и посмотреть, где они через восемьдесят лет будут качать нефть, газ и подростковое порно.
И тут даже не очень глупого зрителя переклинивает. Он бьется в конвульсиях, корчит страшные рожи и диким голосом орет в тишине кинозала «КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ???» Ему совершенно очевидно, что произошла ощибка, кто-то поставил вторую серию фильма «Адмираль» вместо первой. Потому что из показанного определить, кто из персонажей какую роль играет, кого застрелят в начале, а кого ближе к концу – совершенно невозможно. Это как зайти заполночь в круглосуточный магазинчик рядом с домом и увидеть ухмыляющегося продавца, орущего «Ага, вернулся!!!», и достающего из-под прилавка дробовик, когда времени не остается даже на последний членораздельный звук и можно только по дзен-буддистски созерцать свои внутренности на дверце холодильника с «Фантой». Ясно, что продавец ошибся, он принят тебя за другого, но кому от этого теперь легче?
Фильм тоже не церемонится со зрителями, вываливая на них ворох фактов, интересных лично для режиссера и примерно для трети съемочной группы, наподобие интерактивной энциклопедии. Причем начинается все строго с 1916 года – очевидно, до этого времени Колчака как человека не существовало вовсе.
Вот Колчак плывет туда – а вот он едет сюда. Здесь мы стыдливо не покажем, как он драпает в Петроград, бросив вверенный ему флот, тут замажем, как он радуется падению монархии, там приклеим, как он постоянно читает молитвы и ссорится с Керенским – и вуаля, образ героя сан пер и сан репрош практически готов. Плюс, конечно, история измены жене, которую отчего-то по фильму именуют большой любовью и толпы народа с хлебом-солью, приветствующие Верховного Правителя России в Иркутске.
А через полгода эти самые толпы отчего-то поднимают бунт и скидывают этого самого Правителя, ибо бездарен он был в военном и государственном деле, да и глуповат. К тому же сильно пил. Но в фильме нам этого не покажут. Там создастся впечатление, что скинули его просто так, по извечной российской дурости.
Большевики, кстати, в фильме практически не появляются, они представлены эдакой хтонической силой – пулеметы строчат сам по себе, пушки наводятся автоматически, а народные массы озверевают от лютой любви к бывшему адмиралу исключительно по велению голосов Ктулху и Даждьбога в головах.
И хоть по улицам Иркутска и Омска (не говоря уже о метропольной Уфе) звенит шашками предвесенняя Каппель, адмиралу это уже не поможет. Потому что он только на море силен, наподобие мифического Антея. А как только оказывается на суше – тут ему силы изменяют (у настоящего Антея было немного иначе, но сути это не меняет).
И конечно зловещие большевики, нашедшие себе к концу фильма достойное телесное воплощение – все как один заросшие густой курчавой шерстью по самые глаза, немытые и хрипатые – арестовывают героического Колчака и приговаривают к расстрелу. И стреляют. А труп скидывают в крещенскую полынью (да, понятно, что после Крещения прошло уже две недели, но в Сибири, как известно, в это время удивительно мягкая погода). Из этой трогательной истории, конечно, вырезали, что Колчак в заключении с удовольствием сотрудничал с большевиками и сдал им всех, кого только мог.
А его любовница в последние годы жизни смотрит фильм режиссера Камерона «Титаник», и думает, что ДиКаприо, пожалуй, выглядит получше. И на этом фильм заканчивается. И это, конечно, страшно трогательно.
А самое обидное – что с технической точки зрения фильм выглядит очень неплохо и даже отчасти хорошо. И актеры (кроме ледяной бабы Боярской) вполне себе недурно играют. Но идея – идея…говно.
Впрочем, это уже симптоматично.
Комментариев нет:
Отправить комментарий